Чиралма › Ихначкуль

1 день ПО ПСКЕМУ 25 июля

IMG 4867

Пройти этим маршрутом я задумал с прошлой интересной прогулки по Ойгаингу, где мы заглянули почти в каждый приток этой могучей реки, а в финале похода нас привлекла Чиралма, и узнали от чабанов, что по ней можно выйти на Ихначкуль…

IMG 4858

По пути заглянули на базар в Газалкенте и прихватили сладкий полосатый презент для наших друзей на метеостанции…

IMG 4865

С попутчиками, как всегда, не сложилось и мы едем вдвоём… реализовывать давнюю мечту Ирины — выйти к ихначским озёрам…

IMG 4869

IMG 4873

IMG 4880

IMG 4881

IMG 4889

IMG 4897

IMG 5996

Первый день пути — это многочасовая поездка, половина которой пришлась на пыльную грунтовую дорогу… Поломок в пути не случилось, рассказывать особо нечего, но можно показать красоту горного ландшафта, запечатлённую из окна автомобиля…

IMG 4913

IMG 4919

IMG 4924

IMG 4926

IMG 4928

IMG 4933

IMG 4946

2 день ПО ЧИРАЛМЕ 26 июля

IMG 4973

Заночевали традиционно на берегу Ойгаинга, рядом с метеостанцией… Утром меня разбудили прибежавшие собаки… У нашего давнего друга Тигра подросла хорошенькая подружка, и похоже, они очень друг другом довольны…

IMG 4970

IMG 4975

Судя по холодному приёму, гостей на метеостанции явно не ждали, поэтому мы не стали докучать хозяевам своим неожиданным приездом, и как только проснулись, собрались и даже не позавтракав переправились через Ойгаинг…

IMG 4986

IMG 4991

IMG 4999

IMG 5001

IMG 5002

IMG 5003

IMG 5006

Через час пути, дойдя до первого притока остановились перекусить… Завтрак скромный, но питательный: сало, картофельное пюре Ролтон, и к нему, по рецепту Нины, подсолнечное масло с добавлением в него мелконарезанного чеснока, укропа и соли…

IMG 5011

IMG 5014

IMG 5018

IMG 5021

IMG 5024

IMG 5023

IMG 5027

Пока маршрут не сложный, иди себе да иди, но кое-где препятствия по пути конечно встречались и приходилось лезть в воду…

IMG 5032

IMG 5044

IMG 5045

В 15:00 прошли вброд Джамалтор – крупный приток Чиралмы, после которого воды в реке стало на треть меньше и переходить Чиралму стало гораздо проще…

IMG 5058

IMG 5068

IMG 5071

IMG 5076

Дальше тропа неумолимо поползла вверх… Воды я не набрал, рассчитывая, что будем идти вдоль реки, и теперь жалел о своей оплошности… На подъёме нас нагнал чабан и мы втюхали ему рюкзак Ирины…

IMG 5080

Теперь мне пришлось напрягаться ещё больше, стараясь не сильно отставать от лошадей… но куда там!.. без воды на подъёме я довольно быстро спёкся и пришлось просить чабана взять и мой рюкзак тоже…

IMG 5087

IMG 5099

Чабан заметно оторвался вперёд, а мы, даже налегке еле плелись по этому подъёму… На склоне, где дальше тропа пошла вниз, чабан оставил наши рюкзаки и уехал…

IMG 5102

Добравшись до поворота мы увидели перевал Чиралминский и белую палатку чабанов, а прямо впереди красивую панораму на перевал Юлдысай (фото на зуме)…

IMG 5112

IMG 5113

19:00… Сегодняшняя цель достигнута… Сооружаю очаг, ставим палатки, рис, мясо, чай с конфетками, и можно растянуться!..

IMG 5118

3 день ДВА ПЕРЕВАЛА 27 июля

IMG 5150

Ночь была тёплой, звёздной и безветренной, но почему-то не спалось… Часа в три ночи нас обнаружили чабанские сторожевые псы… Полаяли для приличия, но близко не подошли…

IMG 5153

IMG 5159

Перевал кажется рядом, но как всегда, это только кажется, и не смотря на попутный ветерок и попадающиеся по мере подъёма так необходимые нам ручьи, всё равно идётся сегодня тяжело…

IMG 5173

IMG 5180

IMG 5189

IMG 5186

IMG 5187

IMG 5192

IMG 5196

В 11:45 перевал Чиралминский был взят!.. Здесь обнаружили тур с запиской от Эли и Паши, прошедших неделей раньше… Хорошо, что листок оказался не крошечным, и мы просто вписали себя, а записку вернули на место…

IMG 5222

IMG 5231

С Чиралминского хорошо виден наш следующий перевал Бабайджан, а между ними, на сочной зелени склона застрял впечатляющий оползень из скальных обломков разного калибра…

IMG 5229

IMG 5237

IMG 5259

IMG 5265

Обойдя этот геологический процесс, внизу встретили нашего отдыхающего у воды чабана Нурали, который помог вчера с рюкзаками… Остановились здесь и мы, перекусить перед предстоящим восхождением…

IMG 5268

IMG 5287

IMG 5289

IMG 5298

IMG 5300

IMG 5306

IMG 5321

В 15:30 влезли на Бабайджан (3280 м) где на зелёной траве седла перевала обнаружилась интересное пятно из мелких фиолетовых цветочков… Место интересное, но не только этими цветочками запомнился мне Бабайджан…

IMG 5324

Установив фотоаппарат на рюкзаке, неожиданный порыв ветра его опрокидывает и фотик падает выдвинутым объективом в щебёнку… Шторка и пружинки разлетаются, а объектив перекашивает и заклинивает… ппц!

IMG 5331

Sony сломался в прошлом походе, теперь я сломал ещё и Canon, и всё это на подходе к озёрами!.. Обидно, но сам виноват… Смартфон снова приходит на помощь…

IMG 5316

Озёр с перевала не видно, только маленький фрагмент большего озера, постепено открывающийся по мере спуска…

171112

171833

170354

172721

На спуск с перевала ушло больше 2-х часов, прежде чем мы наконец-то вышли к истокам большого ихначского озера…

IMG 5343

Добравшись до пляжа и установив палатки, пытался починить заклинивший фотоаппарат, и это мне удалось!.. Но, не всё так радужно: по центру линзы появился крохотный скол, и надеюсь, на снимках это не отразится…

IMG 5342

До двух часов ночи, всё было спокойно, но потом налетел ветер и всё вокруг засверкало, загрохотало и погода сошла с ума… Раскаты были так близко и такой силы, что казалось, палатки сейчас расплющит… Гроза вскоре притихла, но через 20 минут затишья пришла новая, ещё более яростная волна…

IMG 5347

4 день ИХНАЧСКИЕ ОЗЁРА 28 июля

IMG 5354

Утро было тихое и спокойное, словно ночью ничего не происходило… Улучив момент, когда Солнце пробилось сквозь пелену облаков, поспешил на горку, чтобы успеть заснять уникальность этого места, пока небо снова не затянуло…

IMG 5359

IMG 5362

IMG 5365

IMG 5390

IMG 5399

Дрова здесь не водятся, а горелки у нас нет, поэтому завтракаем запивая родниковой водой, сушим монатки, неспешно собираемся и направляемся к первому озеру, где есть низкорослые заросли и можно развести костёр…

IMG 5402

IMG 5412

Хотелось более впечатляющих фотографий, но облачность, как специально, рассасываться не собиралась, и солнечные лучи, пробивающиеся в редкие просветы, освещали всё что угодно, но только не поверхность озера…

IMG 5417

IMG 5405

IMG 5425

IMG 5463

IMG 5441

IMG 5469

IMG 5506

Обошли большое и спустились к первому озеру, развели огонь и пообедали… Здесь здорово и зависнуть бы тут на денёк, как изначально планировалось, но что-то подсказывало, что гроза продолжится, и веротяно, очень скоро…

IMG 5507

IMG 5509

IMG 5514

IMG 5519

IMG 5493

IMG 5504

IMG 5550

IMG 5554

Посмотрев на гребень, лезть на который, ну совсем совсем, не хотелось, мы подумали и выбрали Ихначсай, надеясь выбраться отсюда по его руслу…

IMG 5594

На спуске от озера небо ещё больше налилось свинцом, и неожиданный, буквально оглоушивший раскат грома заставил тут же доставать палатки, и только мы в них попрыгали, как с небес полило как из ведра!..

IMG 5573

Переждав дождь пошли дальше, но потеряли тропу в притопленных зарослях, уклонились взяв выше по склону и оказались перед довольно сложным крутым спуском, на который потратили ещё около часа…

IMG 5597

Уступ, к которому мы шли закончилося обрывом и отсюда к Ихначсаю было не подступиться: крутой обрыв протянулся вдоль всего пройденного пути… Идти нужно было по той стороне реки, но снова пробовать уже не хотелось…

IMG 5606

Хорошо, что ушли мы не так далеко: подниматься обратно было тяжело, но мы успели засветло добраться до поляны под перевалом, разровняли площадки и надежно растянули палатки, готовясь доблестно принять новый удар стихии…

IMG 5614

5 день КАК ЁЖИК В ТУМАНЕ 29 июля

IMG 5628

Как и ожидалось, гроза ночью продолжилась… Утром всё капало и капало, и вылазить из палаток не имело смысла… От нечего делать снова удалось уснуть… Приснились собаки… Много собак… Разных… Интересно, к чему бы это?..

IMG 5644

Выбираться отсюда нужно было обязательно, и когда дождь, кажется, прекратился, быстро собрались и даже не завтракав, чтобы не терять времени, начали подниматься на склон… Главное сейчас — не попасть на подъёме под ливень…

IMG 5646

Подниматься в моросящий дождик по крутому сырому травянистому склону не самое приятное дело… К счастью, серьёзных осадков не было, и мы медленно, но уверенно продвигались вверх…

IMG 5649

IMG 5653

IMG 5656

Поднявшись примерно на две трети, нас догнал и накрыл плотным одеялом настолько густой туман, что видимость упала до нескольких метров и можно было легко потерять друг друга из виду….

IMG 5661

IMG 5664

IMG 5675

IMG 5679

IMG 5708

В 11:50 были наверху, где нас снова накрыло плотным туманом, но на этот раз, поднявшимся сразу с обеих сторон гребня… Класс! Вообще ни фига ничего не видно! Сплошное молоко и полная дезориентация в пространстве!..

IMG 5693

Хорошо, что видно тропу под ногами, она здесь одна, хорошо протоптана, и даже без ориентиров можно смело топать вниз… Правда, есть место, где потерять тропу легко даже в хорошую погоду, и мы её потеряли!..

IMG 5718

Ориентируемся на блеяние овец… Удивлённые овцы с любопытством пялятся на нас… В тумане я заметил силуэт пастуха в плаще с капюшоном, но на оклик тот не отреагировал, что показалось очень странным… Забавно, но это оказался баран!..

IMG 5719

IMG 5730

Ветер разогнал туман и мы увидели внизу чабанскую палатку… Новый раскат грома и начавшийся следом ливень, погнали нас бегом к этому единственному убежищу, возникшему перед нами, как по волшебству!..

IMG 5724

Тургун из Сурхандарьи — тот самый Волшебник, и огромная ему благодарность за то, что приютил нас в этот промозглый день, накормил горячей шурпой и напоил чаем!.. Радушный, открытый и приятный в общении человек!..

IMG 5720

Больше двух часов просидели в чабанской палатке наблюдая как дождь попеременно чередуется градом… Выползать наружу в такую погоду было рискованно, но выбираться сегодня отсюда следовало по-любому…

IMG 5725

Как только дождь прекратился, попрощались с радушным чабаном и сделали памятное фото, помня про свирепого Баскервиля околачивающегося рядом, который со слов хозяина, недавно оторвал хвост чужому забредшему быку…

IMG 5728

IMG 5732

Выйти в такую погоду и не промокнуть за следующие четыре часа пути, было делом рискованным, но нам опять повезло: капало совсем мало и только один раз обильно присыпало градом, размером с крупный маш…

IMG 5743

IMG 5744

Впереди наконец стало проглядывать голубое небо и нашему ликованию не было предала!.. Периодически, туманом всё же накрывало, но мы уже знали, что самое неприятное осталось позади…

IMG 5748

IMG 5760

Погодный прогноз полностью оправдался… Мы знали, что во время похода наверняка будут дожди, но не могли себе и представить, что в конце жаркого июля попадём под такую впечатляющую грозу!..

IMG 5762

IMG 5767

IMG 5781

IMG 5793

IMG 5798

Моей задумкой было спуститься в Семизсозсай и остановиться рядом со знакомыми чабанами, либо же воспользоваться их открытой кибиткой на курьих ножках, если там никого не окажется…

IMG 5822

IMG 5840

IMG 5830

В кибитке оказался незнакомый чабан, который радушно предложил располагаться здесь как дома, поесть ещё горячий суп на углях, пообещал к утру вернуться и тут же ускакал верхом на лошади собирать своё разбежавшееся стадо…

IMG 5849

6 день ВОЗВРАЩЕНИЕ 30 июля

Спалось великолепно, и только иногда, переворачиваясь с боку на бок, я просыпался и тревожно вглядывался в ночное небо, и когда видел звёзды, спокойно засыпал дальше… Погода нового дня обещала быть хорошей…

IMG 5865

Утром вернулся сбежавший хозяин кибитки… Миркуддус — ещё один замечательный и радушный человек встретившийся на нашем пути… Приятный и интересный собеседник, генерирующий вокруг себя ауру доброты и безмятежности…

IMG 5870

Ровно в 8 утра, прощаемся с нашим другом, и спешим по раскисшей после двухдневной грозы тропинке… Отсюда топать около 3-х часов и чем раньше мы придём в посёлок, тем больше вероятность уехать попутной машиной…

IMG 5881

IMG 5940

IMG 5944

IMG 5981

В 11 подошли к посту на мосту через Пскем, где работники лесхоза усадили пить чай с лепёшками и мёдом!.. Я сказал Ире, что когда напишу про это в отчёте, читатели решат, что я многое придумал, особенно про гостеприимство лесхоза!..

IMG 5995

В посёлок поднялись к полудню, и оказалось, что все таксисты давно разъехались… Опоздали, блин!.. С горя купили по мороженке, сели на ступеньках магазина… и вдруг, подъехала бордовая Жигули и захотела нас забрать!..

IMG 6020

Что-то очень знакомое было в этом парне, но такую машину я не помнил… Разговорившись и узнав, что зовут его Азиз, всё встало на свои места: Точно! В 2011-ом Азиз вёз нас по этой самой дороге, но тогда это была бежевая Нива!..

IMG 6033

Проехали последние километры горной дороги покоцанные грозой, и выехали на идеально ровный помытый дождём асфальт… Снова закапало, но разве это дождь?! Это просто лёгкий летний весёлый дождичек… настоящий дождь остался на Ойгаинге…

IMG 6066

Невероятно удачным и очень интересным получился этот 6-дневный экстремальный поход по Чиралме к ихначским озёрам… Мы просто каким-то чудом, попав в серьёзную непогоду, оказывались в нужное время, в нужных местах и у нужных людей!..

3 replies on “ Чиралма › Ихначкуль ”
  1. Аватар Оксана Кукушкина:

Вадим, я вся позеленела от черной зависти! Мммммммм! Какие молодцы!

2. Чиралма… Ихнач… Пскем… Для непосвящённых звучит как нечто таинственное. Для тех, кто был, отголоском прошлых походов и мечтой о будущих.

Так по-доброму рада наконец-то состоявшемуся «свиданию» Иры с озёрами :-) Молодцы вы — за то, что решились, за то, что прошли маршрут вне зависимости от погоды. И просто потому, что молодцы! :-)

3. Аватар Alexander Klimov:

Ребята, молодцы, завидую по-доброму!)