Каптаркумуш: затерянный мир

Узнать в Сети что за место Каптаркумуш, кроме перевода названия в «Серебряный голубь», мне так и не удалось.. Значит, пришло время внести свою лепту в открытие новых земель, и 12 сентября мы отправились эти земли открывать…

В 9:50 мы напротив Испая. Рассчитываемся, отпускаем машину, и… весёлая улыбка моей попутчицы, сползает от звонка на её сотовый… «Это с работы… придётся возвращаться…», — озадаченно поясняет она и отходит разговаривая в сторону…

Хорошее начало, нечего сказать!.. Только я вот, как-то совсем не готов к такому повороту событий, и скорее продолжу путь один, чем поеду сейчас обратно… Но, к счастью, всё благополучно разрулилось и мы продолжили свой поход…

Перед мостом прошли чуть левее, чтобы детально рассмотреть интересный отполированный артефакт на берегу Пскема, который был запримечен мной с прошлой испайской поездки, но тогда потрогать его не было времени…

Попутно полюбовались выстроенным кем-то новеньким бассейном… Тема очень даже хороша: в Пскеме особо не поплаваешь, а в бассейне самое то! ещё арбузов с дынями и напитками туда накидать, и будет всем счастье, по классике жанра!..

Испайская дорога здесь как бы одна, но на этот раз нам через мост на его лысую сторону… Впереди на тропе, встречаем сидящую на валуне пожилую испайку, которая любезно подсказывает как нам пройти и угощает орехами…

Поднявшись, мы оказываемся на практически ровном, протянувшемся на несколько километров участке с просторными полянами, и некоторое время идём по пыльной колее, которая постепенно переходит в тропу…

Что интересно, такие же ровные протяженные участки находятся и на противоположной стороне Пскема, но с дороги, которая проходит по стенке ущелья, этих площадок над ней разумеется не видно…

Топаем по этому плато уже два часа, а бокового ущелья всё нет… Каптаркумуш находится прямо напротив Тепарсая и появляется совершенно неожиданно, когда подходишь к нему практически вплотную…

Полюбовавшись панорамой на Тепарсай начинаем спускаться в ущелье… Первый брод начинается сразу как только тропа достигает русла… Здесь нас нагоняют несколько бычков и два позитивных каптаркумушских погонщика…

Загнав животных в воду, эти двое весело взобрались на свой четвероногий внедорожник и помахав нам ручкой, переехали через сай догонять убежавшее стадо… Воды в речке сейчас мало и мы легко переправились следом за ними…

А вот дальше оказалось гораздо интереснее: мы вошли в теснины где продвигаться можно только по воде, и не смотря на то, что воды сейчас не много, не зная где лучше пройти, можно застрять тут на некоторое время…

На этом участке пути нас нагоняют ещё двое наездников верхом на конях, с любопытством поглядывая и периодически оборачиваясь, как бы убеждаясь, что нас ещё не смыло и мы продолжаем идти…

Появились они очень вовремя, и таким образом, облегчили наше водное 20-минутное продвижение по извилистым теснинам, показав на своём примере наиболее оптимальный путь прохода этих интересных теснин…

Пройти за чабанами по маловодному саю было не сложно, но сейчас середина сентября… в вот что здесь творится ранней весной можно только догадываться…

На выходе из теснин конный отряд каптаркумушцев делает привал, и теперь мы снова оказываемся впереди… Порадовали два мостика попавшиеся на пути, но вскоре опять, пару раз, пришлось переходить речку вброд…

Оказавшись без впереди идущих мы где-то мы проскочили основную тропу и значительно уклонились вправо вверх, выйдя на полянку с огороженной чабанской палаткой… Поянтно, что двигаясь в этом направлении мы выйдем скорее всего в Испай…

Поскольку Испай в этой поездке нас не интересует, вернулись назад и пошли теперь еле заметной правой тропинкой ведущей вниз, прямо в непроходимую рощу, надеясь найти там подходящее для стоянки место…

В этих, по началу местами сырых зарослях, мы набрели на невероятных размеров каменную глыбу на четверть уходящую в поросший склон, с сухой ровной чистой площадкой прямо под её нависающим выступом…

Интересна большая лежащая вывернутая с корнем орешина, из ствола которой, перпендикулярно выросли новые побеги, превратившиеся в самостоятельные стволы, как бы естественным заборчиком огораживающие это укромное местечко…

Но что самое удивительное, пройдя немного вдоль поросшей мхом стены монолита, обнаружился родник, вытекающий прямо из под него… Ну прямо как в пятизвёздочном отеле где всё включено… Реально сказочное место, точно вам говорю…

Ночь в этом природном укрытии была тёплой и удивительно тихой: абсолютно никаких шорохов и шуршаний, как это обычно бывает… Утром, не торопясь собираемся, выбираемся из зарослей, переходим речку вброд и направляемся к истокам сая…

Селение, судя по хорошо протоптанной тропе и отдалённому лаю собаки, находится за холмом на котором торчит эта мачта тополя, но нас интересует исток Каптаркумуша и не сворачивая мы идём прямо…

Чем дальше мы углубляемся в ущелье, тем всё более интересные места открываются нам… Правда, времени у нас не так много, как хотелось бы, и мы подумываем где-то заныкать рюкзаки и дальше прогуляться налегке…

Спрятав рюкзаки, взяв только воду и яблоки, дальше идём налегке… Позади 2,5 часа пути, когда вода неожиданно исчезает, перед плотиной из серой гальки перегородившей всё ущелье…

Осюда уже хорошо видна пирамида горы Тавалган, у подножия которой берёт свои истоки Каптаркумушсай… Но пройдёт ещё час, прежде чем мы приблизимся к началу сая и сделаем там памятное фото…

Этот «затерянный мир» действительно по-своему очень интересен, красив и уютен… Хочется побродить тут везде, но времени остаётся только на обратную дорогу, и сделав совместный снимок возвращаемся к нашей первой стоянке…

Усталость даёт о себе знать и мы слегка путаем тропу, которых здесь несколько, оказавшись значительно выше русла… Две женщины верхом на ишаках, груженных мешками с шиповником прошли вниз буквально перед нами…

А кто это сделал?!. Вернувшись под крышу дома своего, нас ждал сюрприз: ровную площадку в наше отсутствие, истоптал и пометил бык, оставив мокрое пятно посередине… Вероятно в отместку за забытую луковицу, которую он тут слопал…

Хорошо поужинав после хорошей прогулки завалились спать…Около двенадцати ночи пошёл дождь… Началась гроза, которая сверкала и грохотала до пяти утра…

Каменный козырёк практически полностью защитил палатку от падающих капель… Тревожили только мысли о том, как будем выбираться отсюда под дождём, с единственным дождевиком на двоих…

Все дрова вокруг разумеется намокли, но мне всё же удалось разжечь костёр и вскипятить воду… Дождь поутих, стало посветлее, а в сером небе наметились радующие просветы…

Решили не ждать когда польёт снова, и собравшись, начали выбираться из зарослей на тропу… Вот тут мы и увидели ЭТО!.. За ночь все вершины засыпало снегом!..

Через полтора часа, с начала выхода, мы достигли теснин… Уровень воды в реке остался прежним, не смотря на прошедшие ночные осадки…

Где-то в середине теснин, встречаем путника в сапогах и палкой, осторожно шагающего навстречу и настолько увлечённого тем что несёт в руке, что замечает нас лишь подойдя практически вплотную…

В руке он держит кеклика, и охотно позирует нам…Это уже даже как-то символично, встретить на Каптаркумуше пусть не серебрянного и пусть не совсем голубя…

Следом из ущелья поднимаются груженные ослики подгоняемые двумя женщинами… Немного пройдя вперёд, они останавливаются, что-то достают из мешка, и одна из девушек направляясь к нам, приветливо улыбаясь угощает куртом… В свою очередь, мы угощаем их пряниками, взаимно улыбаясь, тронутые неожиданным вниманием…

Наконец теснины позади и поднявшись по тропе к выходу из ущелья, мы снова оказываемся напротив Тепарсая, с его вышками сотовой связи…

Идти по протянувшемуся вдоль Пскема ровному склону сейчас особенно приятно… Красивые белые вершины с застрявшими в них ватными облаками, запах подсыхающей после дождя травы, лёгкий тёплый ветерок и удивительная тишина… Кажется, что времена года перепутались, и сейчас весна, а не осень…

Огромная серая туча впереди не даёт расслабиться и мы прибавляем шаг, чтобы успеть проскочить этот склон, который может превратиться в жидкое месиво…

На подходе к Испаю мелкий короткий дождик нас всё же застаёт, но основная туча уходит левее, как раз туда, откуда мы уже успели убежать…

Ровно в три мы на остановке… Вторая тёмная туча тоже благополучно минует нас, проливаясь дождём левее и медленно наползает на Испай…

А над нами появляется Солнце и прямо на наших глазах рождается радуга!.. Машина опоздала на полчаса, но мы этого даже не заметили…

Каптаркумуш приятно удивил, подарив много интересных запоминающихся моментов… Идеальная поездка в красивое место, и главное, в нужное время!..

1 reply on “ Каптаркумуш: затерянный мир ”
  1. Каптаркумуш теперь для меня стал синонимом совершенно нежданного, но потому и более ценного эталонного состояния лёгкости и какого-то детского восторга!
    С радостью отдала этому саю свои дары: тапочки, штаны, коленку и многочисленные синяки и ссадины ))
    А себе оставила море эмоций, улыбку при воспоминании Каптаркумуша и радугу в пол-неба! А ещё снежное серебро, которое запорошило все вершины вокруг… и это 15 сентября!!!
    Спасибо вам за потрясающую Сказку с хэппи-эндом, Каптаркумуш и Волшебник! )))