Караташ (камень)
Караташ (Qoratosh) – это большой чёрный камень с петроглифами и одноимённая вершина примыкающего гребня хребта Каржантау разделяющая ущелья реки Каракия и Кызылсу… В походе Караташ 2491 в марте, камень мы не нашли и решили найти его в июле…
Поход начали по классической тропинке в половине восьмого утра, когда уже вовсю палило Солнце, было достаточно жарко, и оставалась слабая надежда на небольшую облачность, которая могла немного помочь…
Петроглифов на этом участке очень много, в моей коллекции прошлых походов их достаточно, но всё равно не могу пройти мимо и высматриваю пропущенные… Показалось мне или нет, но новых царапин поверх рисунков стало больше…
Да и самих рисунков, вместе с царапинами, тоже с каждым годом прибавляется… Не нужно быть экспертам по древним артефактам, чтобы не видеть свеже нацарапанные, что конечно печально…
В 11:30 прошли вершину Караташ 2491 на которую забирались в марте… Найти камень Караташ тогда не было целью похода, но на всякий случай мы тут слегка порыскали, подумав что название вершины наверняка связано с камнем и он где-то здесь…
На этих фото: панорама на Чарвакское водохранилище и наивысшая точка хребта Каржантау – вершина Мингбулак, высота 2824 м
На самом деле камень Караташ находится в полутора километрах дальше одноимённой вершины, на высоте 2550 м, и его действительно видно издалека, если знать куда смотреть…
Камень Караташ однозначно уникален и интересен, но по поводу рисунков есть сомнения… Как и на склоне ниже, наряду с рисунками оригинальными обожжёнными и гладкими, есть явно нацарапанные современниками…
Не далеко, чуть выше, на высоте 2614 м находятся останки разбившегося самолёта… Если это про этот самолёт, что подходит по описанию, то история такая: самолет найден в 1943 г в горах Каржантау вблизи кишлака Сайлык, 70 км северо-восточнее Ташкента.
Самолет столкнулся с горой высотой 2501 м в 100 м ниже вершины, следуя вдоль склона гор по курсу Ташкент – Джамбул. Первый удар произошел левым крылом о выступающую скалу. Крыло отломилось. Затем правое крыло ударилось о другую скалу, несколько ниже первой. Фюзеляж упал на площадку на третьей скале. Самолет разрушен, разбросан на 200 м и частично сгорел…
Выше 2000 метров была комфортная температура +200С с лёгким приятным ветерком, а в тени скал было даже слишком прохладно.
На фото ниже: пик Дипломатов, он же Иришка…
Возвращаясь прошли по гребню над поляной Куль, где тоже есть рисунки, но здесь они не такие явные и настолько впечатляющие…
Трек вверх составил 7,7 км, время в пути 6 ч 15 мин, набор высоты 1482 м… Трек вниз 7,7 км, время в пути 4 ч 10 мин… Общий трек 15,4 км, общее время похода 9 ч 50 мин, максимальная высота трека 2614 м… На всём протяжении маршрута воды по пути нет…